Эргономика – это наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.
В более широком употреблении это слово также означает удобство использования того или иного предмета в ежедневном быту, на работе, общественном пространстве. И поэтому мы часто слышим или читаем описание каких-то свойств товара о том, что у этого предмета отличная эргономика или хорошие эргономические характеристики…
Так вот посуда, вся посуда, и посуда для ресторанов и кафе в том числе, не исключение. Эргономика здесь играет очень важную роль. Даже большую роль, чем в посуде для дома. Потому как дома за день мы пользуемся посудой гораздо реже, чем посуда, и конкретная тарелка, вилка или ложка, используется в ресторане. А потому удобство использования посуды при оснащении отеля или оснащении ресторана, приобретает такое важное значение. Эргономика касается абсолютно всех составляющих профессиональной экипировки ресторана или отеля: это и фарфоровая посуда, столовые приборы, стекло для ресторанов, кухонный инвентарь, технологическое оборудование и мебель.
И под использованием здесь подразумевается не только удобство в момент использования конечным потребителем, т.е. гостем ресторана, который ест столовыми приборами из фарфоровой тарелки. Речь еще идет о хранении этой посуды на полках, размещение посуды в посудомоечных машинах, занимаемых объёмах при транспортировке, фиксация в процессе сушки и т.д.
В первой части рассмотрим предмет сервировки, для которого фактор эргономичности крайне важен.
Чайник
Во всех фарфоровых сервизах и коллекциях это одна из самых дорогих вещей, цена тут сопоставима с овальным блюдом размером 30+ сантиметров. И это не просто так. Прежде чем изготовить финальную версию чайника, производители тестируют множество прототипов на соответствие эргономическим требованиям. У чайника они следующие:
- расположение носика относительно тела чайника. Носик не должен располагаться слишком низко, потому что в этом случае завяленное количество миллилитров не уместится в чайнике и будет выливаться через носик.
- конструкция, изгиб, наклон носика должны быть таковы, чтобы чай выливался однородной струей в чашку, а не стекал по носику на стол или того хуже на скатерть.
- фиксация крышки. Есть совершенно простые способы зафиксировать крышку чайника так, чтобы при наклоне чайника по отношению к столешнице под углом 90 градусов, крышка не выпадала из чайника, и не падала в чашку, обдавая всех кипятком.
- форма ручки и расстояние от ручки до тела чайника. Чайник, особенно наполненный водой должен хорошо фиксироваться в руке, а не прокручиваться и не выскальзывать под собственным весом. Расстояние от ручки до тела чайника должно быть достаточным, чтобы в отверстие могла поместиться среднестатистическая рука и эта рука не касалась тела чайника, которое на начальном этапе всегда будет очень горячим. А у не профессиональных чайников, температура самого изделия будет высокой гораздо дольше, чем температура самого напитка.
- и, наконец, фактор, важный не для клиента, а для рестораторов: профессиональные чайники, если их перевернуть кверху дном должны стоять ровно, т.е. уровень носика, ручки и верхнего края чайника должны совпадать. Это способствует тому, что после мойки вода из чайника равномерно и полностью вытекает, не скапливаясь внутри.